История гаджета: VR очки

Обзор

news_title
  • 16.06.2017
  • 526
  • 0

Каждый, наверно, хотел бы узнать что нас ожидает в будущем. Какие открытия и немыслимые технологии будут формирующими в образе человечества через пятьдесят, сто, тысячу лет. И пока мы только задаемся вопросом, некоторые люди просто отпускают свою фантазию на волю, представляя к чему может привести появление и распространение различных изобретений. А с результатами их экспериментов мы можем познакомиться читая фантастику. Так, практически все современные технологии сначала обрели жизнь на бумаге, и лишь позже люди смогли воплотить их в реальности. Это касается и виртуальной реальности - ее придумали во времена когда не было ни компьютеров ни даже телевидения. Но попав на бумагу, эта идея была обречена рано или поздно стать частью нашего настоящего. И сегодня редакция мы расскажем вам о том, какой путь пришлось пройти технологии VR.

View Master позволял очутиться у различных туристических достопримечательностей

Первым шагом к VR очкам можно считать систему стереоскопических диафильм-очков View-Master, появившуюся в 1939 году. В конструкцию напоминающую бинокль вставлялся диск с 14 парными слайдами. Поворачивая диск можно было увидеть стереофотографии Карлсбадских пещер и Большого каньона. Во время второй мировой войны, эта система использовалась для обучения американских военных. Позже тематика слайдов была существенно расширена: помимо дисков с другими туристическими достопримечательностями появились и стереокартины с киногероями и персонажами мультфильмов. Именно благодаря последним, система View-Master дожила до 21 века — теперь ее можно встретить в игрушечных магазинах.

Sensorama - виртуальная реальность без всяких компьютеров

Более продвинутые варианты систем погружающих пользователя в альтернативную реальность начали разрабатываться в 50-х годах. Одной из самых интересных реализаций этих идей стала Sensorama, построенная в 1962 году. Это был довольно громоздкий комплекс, который не только показывал пользователю стероскопическое видео, но и воспроизводил стереозвук, а так же наклонял зрительский стул в соответствии с происходящим в видео, обдувал ветерком и воспроизводил запахи. И что самое удивительное, в Sensorama не использовались компьютеры — она была полностью механической. К сожалению, в свое время этот проект не нашел достаточного финансирования и был закрыт.

Хьюго Гернсбек с этим прототипом опередил свое время на десятилетия

Годом позже, Хьюго Гернсбек (изобретатель и издатель, в честь которого названа одна из самых престижных премий в научной фантастике) на страницах своего журнала продемонстрировал прототип ТВ-очков. Их так и не сделали коммерческим продуктом, но многие черты дизайна этой модели можно увидеть и в современных VR продуктах.

Ужасающий на вид, но такой полезный "Дамоклов меч"

VR очки использующие компьютерные технологии на тот момент существенно проигрывали. Единственным заметным проектом был HMD (head mounted display — наголовный дисплей) с пугающим названием The Sword of Damocles (Дамоклов меч), работы над которым шли в 1968 году. Впрочем достаточно взглянуть на эту конструкцию, чтоб понять почему ее так назвали. Система из пары дисплеев на основе лучевых трубок оказалась довольно увесистой, а для определения изменения положения головы пользователя ее подвесили на металлической раме. В итоге «Дамоклов меч» получился похожим скорее на пыточный инструмент, чем на дисплей для погружения в виртуальную реальность. The Sword of Damocles стал отличным полигоном для тестирования различных технологических решений, которые потом нашли свое место в последующих VR продуктах.

Можно только представить, сколько весит шлем VCAAS

С семидесятых до девяностых годов разработки в сфере VR продолжались, но сконцентрированы они были на военной, космической, медицинской и индустриальной сфере. Для потребительской реализации эти технологии были все еще очень дороги и громоздки. Из заметных проектов стоит отметить монструозный VR шлем для тренировки летчиков «Visually Coupled Airborne Systems Simulator», созданный в 1981 году.

NASA View позволял тренировать астронавтов работать в условиях невесомости

С 1985 года в NASA ведется разработка собственной системы виртуальной реальности, называющейся VIEW (Virtual Interface Environment Workstation) предназначенной как для обучения в виртуальной реальности, так и для удаленного взаимодействия с объектами на космических кораблях и станциях. VIEW состоит из шлема с стерео наушниками и микрофоном, и перчаток передающих позиционирование рук и тактильные ощущения. В плане видео и звука современные коммерческие реализации находятся вровень с VIEW, но достигнуть такого же уровня погружения они не могут из-за отсутствия аналогичных по возможностям перчаток.

Хоть изображение в LEEP Cyberface было монохромным, все равно в этой системе были использованы интересные инновации

В 1989 году первый коммерческий VR дисплей — LEEP Cyberface. Он был частью системы «телеприсутствия», состоящей из самого шлема и стереокамеры. Продукт был не массовым и в основном разошелся по правительственным и научным учреждениям. Одним из самых заметных нововведений этой системы был способ крепления дисплея. Он размещался на раме, которая переносила вес конструкции с лица на мягкие нейлоновые ремни обхватывающие голову. Аналогичные решения используются и в современных VR шлемах.

Virtuality - недорогой способ познакомиться с виртуальностью

Следующей вехой развития VR очков являются аркадные игровые автоматы Virtuality, появившиеся в 1991 году. В них использовались шлемы со стерео-дисплеем и системой определением положения головы. Не смотр на то, что игровой процесс просчитывался в реальном времени, разработчикам удалось достигнуть впечатляюще низкого лага обработки движения (менее 50 мс). Для этой системы вышло немногим более десятка различных игр, среди которых преобладали симуляторы (гоночные, космических полетов, управления боевыми роботами), хотя так же были и пазлы, и приключенческие и даже мультиплеерный экшн. Автоматы Virtuality пользовались популярностью, но не долго — систему подвели низкокачественные экраны в шлеме. Игрокам понравилось погружение в виртуальность, но сама виртуальность выглядела не очень презентабельно.

Проекты игровых гигантов Sega, Atari и Nintendo

Игровые компании всерьез взялись за VR и в 1993 году над шлемами работали и в Sega, и в Atari, и в Nintendo. Sega и Atari свои шлемы так и не выпустили, свернув их разработку. А Nintendo Virtual Boy оказался одним из самых больших провалов компании. Его погубил монохромный дисплей, плохая эргономика и низкое качество игр. Так что через год после начала продаж Virtual Boy был тихо похоронен.

Самый успешный VR комплект 90-х - Forte VFX1

И вот мы добрались до самой успешной VR системы прошлого столетия - Forte VFX1, выпущенной в 1995 году. По сути это был первый VR комплект для ПК продаваемый обычным потребителям, хоть и за внушительную по тем временам сумму в 700 долларов. Он состоял из шлема с стереоэкраном, стереозвуком и системой определения положения головы, контроллера Cyberpuck (оснащен ремя кнопками и сенсорами наклона и поворота) и интерфейсной платой, устанавливавшейся внутрь компьютера. VFX1 получил поддержку от разработчиков. С этим шлемом можно было «пощупать» виртуальную реальность в домашних условиях, играя в такие хиты как Descent, Star Wars: Dark Forces, System Shock и Quake.

Первая ласточка возвращения индустрии к VR технологиям - Oculus Rift

Несмотря на успех VFX1, дальнейшее развитие технологий VR очков застопорилось. Камнем преткновения стал дисплей — технологии тех лет не позволяли получить матрицы нужного разрешения, а без этого изображение было слишком зернистым. К тому же и цветность дисплеев была сильно ограничена. Новый виток развития VR очков начался в 2010 году, когда Палмер Лаки представил первый прототип системы Oculus Rift. Во многом повторяя уже существующие системы, он создал Oculus с одним важным отличием. Если все старались уместить в очки два дисплея, Палмер использовал один физический экран, выводя на него картинку для обоих глаз. Это снизило стоимость устройства, а современные матрицы с высокой плотностью пикселей позволили добиться значительного улучшения качества изображения по сравнению с системами прошлых поколений.

Google Cardboard - самый простой и дешевый способ приобщиться к VR

Через четыре года после начала открытых работ на Oculus, Sony анонсировала разработку собственной VR системы Morfeus для PlayStation 4. В том же году Google предложила дешевый мобильный вариант очков виртуальной реальности Google Cardboard, с которых начался бум мобильных VR решений.

Полный набор HTC Vive - с шлемом, манипуляторами и сенсорами пространства

В 2015 свой продвинутый вариант мобильных VR очков, разработанных при поддержке Oculus, представил Samsung. В этом же году сформировался альянс Valve и HTC, которые объединли свои разработки в области виртуальной реальности и анонсировали проект HTC Vive. И уже через год эта система появилась в продаже. Интересной особенностью Vive стала система позиционирования Lighthouse, позволяющая отслеживать перемещения игрока и использовать эту информацию в играх. По сути это первая пользовательская система поднявшая уровень взаимодействия с виртуальной реальностью до такого уровня. Сейчас разработку подобного решения ведет Sony, планируя таким образом усилить положения своей системы Playstation VR.

Это то, чем могут похвастаться крупные вендоры. А о свершениях мелких компаний и китайских производителей можно рассказывать еще долго и долго. Ведь после того как VR победно вернулся в технологические тренды, разработки в этом направлении ведут все кому не лень. А нам от этого только лучше: чем больше компаний совершенствуют технологию — тем скорее она станет доступной всем.

Похожие обзоры

news

Обзор

Семь причин обзавестись очками виртуальной реальности

Виртуальная реальность переживает новый всплеск интереса потребителей и разработчиков. В этой статье...

  • 09.07.2016
  • 718
  • 0
news

Новость

Facebook Surround 360: Очень оригинальная камера от Facebook

Анонсы техники от Facebook выглядят непривычно, хотя в свете последних новостей о VR-системах в этом...

  • 14.04.2016
  • 634
  • 0
news

Обзор

Обзор шлема виртуальной реальности Ritech Virtual Reality Headset II

Дополненная и виртуальная реальности — один из самых горячих современных трендов. С одним из недорог...

  • 27.04.2016
  • 762
  • 0
news

Новость

Все больше интересного в шлемах VR

С каждым днем появляется все больше интересного контента, адаптированного под шлемы виртуальной реал...

  • 16.03.2016
  • 734
  • 0
news

Новость

Sulon Q: Больше, чем просто VR-очки

Компании Sulon Technologies и AMD решили создать полностью автономную VR-систему – полноценный компь...

  • 15.03.2016
  • 823
  • 0
news

Новость

Facebook: Стал объемным

Компания Samsung продолжает активно продвигать технологии виртуальной и дополненной реальности. Тепе...

  • 11.03.2016
  • 856
  • 0
news

Новость

Xiaomi: Теперь и VR?

Компания Xiaomi последнее время выпускает все больше необычных для нее гаджетов, разбавляя таким обр...

  • 29.07.2016
  • 478
  • 0
news

Новость

Xiaomi Mi VR: Виртуальная реальность в цветочек и не только

Компания Xiaomi в последнее время радует техноманов чуть ли не каждый день.Вот сегодня, например, он...

  • 04.08.2016
  • 459
  • 0
news

Новость

Project Alloy: Сам себе VR

Большинство шлемов виртуальной реальности заточены под использование в паре с основным устройством –...

  • 17.08.2016
  • 508
  • 0